Лекция известных российских филологов посвящена анализу музыкального контекста в творчестве Джеймса Джойса и Владимира Набокова.

«Улисс» Джойса, один из самых главных литературных текстов ХХ века, наполнен музыкальными аллюзиями и различными музыкальными приемами. Особое место занимает глава «Сирены», выстроенная как музыкальное произведение. Миф о поющих сиренах, воссозданный Джойсом в образах и персонажах современного мира, заключает в себе идею эротического соблазна, несущего соблазняемому угрозу и гибель. Владимир Набоков, высоко оценивший «Улисс» и посвятивший «Сиренам» лекцию, гораздо менее музыкален, чем Джойс. Однако он так же, как и Джойс, обращается к образам поющих сирен и сопутствующим им образам водного мира. Один из центральных, смыслообразующих знаков его творчества — комплекс «Сирин», его псевдоним. Этот знак, восходящий к большому количеству претекстов, отсылает, в частности, к сирени и к мифологическим «музыкальным» сиренам. Как и у Джойса, сирены присутствуют в его текстах в образах русалок и наяд или выполняющих их функцию фигур соблазнителей, несущих гибель. Джойса и Набокова также объединяет наличие в тексте повторяющихся лейтмотивов, лексических узоров и присутствие в их текстах слуховых впечатлений, вызванных звучанием повседневного мира.

8 ноября 2024 года
18:00

Другие события