Лекция посвящена конфликту героев с демиургическими поползновениями, играющему важную роль в прозе В. Набокова. Подобный конфликт принимает форму столкновения творческих воль, и проигравший фактически утрачивает личностную свободу, превращаясь в персонажа чужого текста.

Сам Набоков утверждал, что всякий написанный им текст держал под полным контролем. Себя он именовал «совершеннейшим диктатором» в фикциональном мире собственного творчества, а своих героев — «галерными рабами». Идея возможности обретения литературным героем свободы, хотя бы даже условной и относительной, от авторской воли, положенная М. Бахтиным в основу учения о полифоническом романе, вызывала у Набокова резкое неприятие. Он категорически отвергал мысль о том, что творческий процесс может носить спонтанный, иррационально‑стихийный, а значит, неподконтрольный сознанию автора‑демиурга характер.

Лектор — Александр Олегович Большев, доктор филологических наук, профессор СПбГУ.

5 апреля 2024 года
18:00

Другие события

26 апреля 2024
В рамках лекции известный российский писатель и филолог предложит увлекательное прочтение рассказа Владимира Набокова «Пильграм».
05 апреля 2024
Лекция посвящена конфликту героев с демиургическими поползновениями, играющему важную роль в прозе В. Набокова. Подобный конфликт пр...
15 марта 2024
Лекция посвящена последнему незавершенному роману Набокова «Оригинал Лауры». Первоначальное авторское название романа Dying is Fun, в аме...