Наша современная проза продолжает заниматься главным делом отечественной словесности — создавать нравственные миры, бороться за их воплощение в жизни читателей.
Война «патриотов» с «либералами» прекрасна своей художественной конкретностью: «гротескный эпос» Проханова не заменяет «новый реализм» Прилепина, а почти культовое прославление доктора Живаго (здесь и Быков, и Шишкин, и Улицкая) только усиливает присутствие «неогностицизма» Сорокина и Пелевина. Останавливая взгляд на авторских мирах (Водолазкин, Садулаев, Антипин, Елизаров, Данилов, Сенчин, Тарковский и другие), мы попробуем разобраться с господствующей интуицией рубежа тысячелетий — с ощущением нарастающей пустотности мира и одиночества человека, постигающего красоту льда. Для этого придется вспомнить и несколько европейских имен: Кундеру, Уэльбека, Барнса. Ведь все больше Гамлета, все меньше Дон Кихота! А почему?