главная новости English version nabokovmuseum@spbu.ru

Новости:   23.04.2020

Аннотация
«Набоков и кино»

Любой вдумчивый читатель Набокова скажет о банальностях, без которых не обойдемся поначалу и мы: в молодости Набоков принимал участие в съемках, в зрелые годы он запечатлен в документальных кадрах; кино, безусловно, влияло на его произведения и как искусство, и как обыденное развлечение ; его книги неоднократно, хоть и своеобразно, экранизировались, удачно или нет – судить каждому читателю, из любопытства превращающемуся в зрителя и снова становящемуся читателем, на сей раз еще более благодарным. Но все это можно легко узнать из интернета, в чем же состоит лекция, помимо более подробного и все-таки нужного пересказа этих банальностей?

В попытке посмотреть на стилистику набоковского письма и уловить в ней элементы стилистики кино. Нет, не в экранизациях только, но в лучших образцах сложносочиненных киноконструкций, не важно, знает ли о них Набоков или знают ли о Набокове авторы этих высказываний.

Если кинокадр разделен авторами на несколько разных по дальности планов и на каждом что-то происходит, можно ли сказать, что это отчасти набоковский прием?

Если движение камеры продлевает кадр до неимоверно долгого состояния, а в панорамировании попадаются мелкие детали, работающие как мотивы на общее содержание, можно ли сказать, что и Набоков пишет, применяя схожий метод? Если, напротив, авторы экранизируемого текста, не обязывают себя воспроизводить набоковский стиль на экране, зачем и почему они выбирают набоковский текст для кино?

Эти и другие вопросы, с устными примерами мы попытаемся разобрать на небольшой лекции по кино и литературе, которую, прямо скажем, неудобно читать и слушать, не имея возможности ни показать и посмотреть отрывки из фильмов, ни продемонстрировать и тут же прочитать текст для анализа. А мы, тем не менее, попробуем. Хотя бы ради эксперимента.

Мила Двинятина — филолог, киновед, выпускница и преподаватель СПбГУ, к.ф.н.

 

 
\00