главная новости English version nabokovmuseum@spbu.ru
Загрузка... Loading…

Художественное собрание Набоковых

Одним из самых интересных моментов в дореволюционной истории семьи Набоковых является их собрание произведений изобразительного искусства, которое до настоящего времени должным образом не изучено. Практически неизвестны истоки этого собрания и его реальная величина. В.Набоков упоминал в своей автобиографии о картинах, которые находились в их петербургском доме, но, естественно, не давал никакого описания и тем более перечня произведений.

В рукописном отделе Государственного Эрмитажа хранятся «Описи художественных предметов, принадлежавших Набокову В.Д., поступивших в отдел охраны, учета и регистрации памятников искусства и старины», которые приоткрывают для любопытного исследователя завесу тайны над судьбой коллекции Набоковых.

После октября 1917 года в доме Набоковых был размещен военный комиссариат Адмиралтейского района Петрограда. В начале сентября 1918 года военкому Богданову, который проживал в этом же доме, было направлено письмо из Художественной комиссии по охране памятников искусства и старины, с просьбой «войти в сношение с её <комиссии> Уполномоченным т. Философовым (М.Д. Философов – с 1918 г. сотрудник Художественной комиссии, ассистент, помощник хранителя Государственного Эрмитажа, с 1925 – старший помощник хранителя и ученый секретарь Государственного Эрмитажа. В 1936 г. сослан в Куйбышев, в 1938 – расстрелян) для выяснения вопроса о времени описи художественного имущества и дальнейшей его судьбы». В заявлении-отчете М.Д. Философов излагает всю историю описи и вывоза собрания из дома Набоковых, те трудности, с которыми ему пришлось столкнуться. Всего, как сообщает М.Д. Философов, было вывезено 79 картин, список которых прилагается к делу.

Среди картин упоминаются рисунки и акварели А. Бенуа, Б. Анисфельда, картины Рейсдела, Беккафуми, Лингельбаха, Эвердингена, Дж. Романино, Тениерса, А. Остаде и других. Значительная часть собрания не была атрибутирована, и опись пестрит «неизвестными авторами». К делу прилагается также список – «Картины, принадлежащие Ольге Николаевне Рукавишниковой», с пометкой, написанной от руки, что опись была найдена в доме Набоковых, и часть картин, упоминаемых в ней, соответствует тем произведениям, которые были обнаружены.

По всей видимости, Набоковы специально не занимались коллекционированием, и обширное собрание, насчитывавшее не менее 50-и произведений западноевропейской живописи, было подарено им семьей Рукавишниковых, а современные произведения А. Бенуа, Б. Анисфельда и других художников не стали результатом целенаправленной собирательской деятельности, а были подарены или куплены у самих художников, с которыми В.Д. Набоков был лично знаком.

В настоящее время установлено местонахождение части картин из 79 упоминаемых в описи М.Д. Философова, из них 20 произведений хранится в Государственном Эрмитаже, около 15 в Государственном Русском Музее, по две картины в Краснодарском краевом художественном музее им. А.Ф. Коваленко и Самарском художественном музее, по одной в Приморской государственной картинной галерее (Владивосток) и Дальневосточном художественном музее (Хабаровск). Документально известно ещё о нескольких картинах, проданных за границу в 1930-е годы.

Мы публикуем репродукции некоторых картин. За предоставление репродукций картин Музей В.В. Набокова благодарит сотрудников Государственного Эрмитажа, Самарского художественного музея и Приморской государственной картинной галереи.

Фотографы Государственного Эрмитажа: А.М. Кокшаров, Ю.А. Молодковец, В.С. Теребенин, Л.Г. Хейфец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Таким образом, я унаследовал восхитительную фата-моргану, все красоты неотторжимых богатств, призрачное имущество - и это оказалось прекрасным закалом от предназначенных потерь...»

«Другие берега»